Железная дорога Свияжск-Буинск-Ульяновск, которая привела к Победе

5 мая 2017 г., пятница

По данным, взятым из книги «Волжлаг в Буинске» жителя района Ильгиза Нигматуллина, строительство железной дороги постановлением Государственного Комитета Обороны от 15 февраля 1942 года было возложено на НКВД, в частности, на Главное управление железнодорожного строительства. На основании приказа народного комиссара внутренних дел от 22 февраля 1942 года в Казани было организовано управление строительства новой железной дороги и лагеря, получившего название Волжский исправительно-трудовой лагерь НКВД (Волжлаг). В течение марта-апреля в лагерь предполагалось направить 20 тысяч мобилизованных немцев и 15 тысяч заключенных. Отбывающих трудовую повинность колхозников расселили отдельно от немцев. В июне на строительство было отправлено еще 4487 мобилизованных немцев. Железная дорога была построена за короткое время. На линии протяженностью 201,4 километра было сформировано шесть отделений Волжлага. В Буинске располагалось четвертое отделение. Рабочее движение поездов на участке Свияжск – Киндяковка было открыто 27 сентября 1942 года. 13 декабря была полностью сдана в эксплуатацию.

Сложно подсчитать количество участвовавших в строительстве железной дороги, позволившей доставлять фронту большое количество войск, боевой техники, вооружения. Известно, что участвовали многие буинцы, подростки. Живых на сегодняшний день очень мало. Мы связались с одной из них – жительницей деревни Черки-Ишмяково Зайнап Абидулловой, сведения о которой включены и в другую книгу Ильгиза Нигматуллина «Дорога к Победе через Буинск». Зайнап апе, которой сейчас 90 лет, тогда было 15. В конце апреля ее и еще четырех подруг вызвали в правление колхоза и объявили о том, что они будут работать на строительстве железной дороги на отрезке Лощи – Буинск.

– Работали до конца сентября. Целыми днями на тачках возили землю, выравнивали и утрамбовывали ее. Уставали, но старались выполнить норму. Работали вместе с немцами. Не общались, потому что не знали по-русски. Они жили в вагонах. Кажется, жили и в землянках возле станции Лощи. Мы доставляли бревна для изготовления щитов. Готовые отвозили в вагонетках в Мещеряково. Вместе с немцами валили деревья в Апастовском лесу. Однажды при выгрузке мою руку зажало бревном, и я на всю жизнь осталась инвалидом. Потом немцев угнали в Казахстан. В 1958 году мы вместе с мужем Миннивали поехали туда в поисках работы. Нужда заставила. И там мы встретили одного немца, участвовавшего в строительстве железной дороги. Он долго расспрашивал нас, – вспоминает она. Все это горькие воспоминания, а вот первая поездка в поезде произвела незабываемое впечатление.

– Мы ведь даже представить не могли, как они будут ездить. И когда увидели, были удивлены и ошарашены, – говорит Зайнап апа. 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International