Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и модернизации многоквартирных жилых домов

 

Утверждена

Решением Буинского районного Совета

от 20.07.2011 г. № 6-11

 

 

 

                                                

                      

 

ПРОГРАММА

комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и модернизации  многоквартирных жилых домов Буинского муниципального района

 

 

 

2010 г.


 Вводная часть

 

Город Буинск и Буинский муниципальный район - древняя, богатая историческим прошлым земля Татарстана, которая берет свое начало с ХVIII века, когда указом Екатерины II село с помещичьей усадьбой было возведено в ранг уездного города. Имеющий более чем двухвековую историю с богатой биографией и добрыми традициями, сегодня это динамично развивающийся промышленно-аграрный район, один из лидеров в области производства сельскохозяйственной продукции – центр Заволжского региона Республики Татарстан. Здесь успешно работают предприятия промышленности и транспорта, растет строительная индустрия, эффективно решаются задачи в социальной сфере. Буинские хлеборобы ежегодно получают стабильно высокий урожай зерновых и сахарной свеклы.                                          

            В последние годы в районе происходят позитивные изменения, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной сферы, стабильное функционирование всех систем жизнеобеспечения города и населенных пунктов,  выполнение главной задачи - повышения уровня жизни населения.

Большие изменения заметны и в облике Буинска. Благоустраиваются город и сельские населенные пункты. Интенсивно ведется строительство жилья, учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта. За последние годы открыт целый ряд значимых объектов, жилья.

Конечно, главное, чем славится наш край – его замечательные жители. Прославляют родной край писатели, композиторы, мастера кисти и художественной самодеятельности, спортсмены. Здесь издавна в братской дружбе живут и трудятся татары, русские, чуваши и представители других национальностей. Представители каждого народа бережно хранят и развивают родную культуру.

Буинский муниципальный район является экономическим, географическим центром Заволжской зоны Республики Татарстан. Расположен в 137 км к юго-западу от Казани. Территория: 1543,6 кв.м. Численность населения: 46,1 тысячи человек. Центр - город Буинск.

Район объединяет 30 сельских и 1 городское поселения, количество населенных пунктов – 97.

            За годы своего существования Буинск приобрел свое лицо, район имеет богатую биографию, свою историю и традиции. Современный Буинск – это, прежде всего, промышленный центр. Лицо города определяют такие предприятия, как ОАО «Буинский сахарный завод», филиал ОАО «Татспиртпром» «Буинский спиртзавод». Ежегодно наращивает объемы производства и осваивает выпуск новой продукции ООО «Буинский машиностроительный завод». Стабильно работает ЗАО «Ахмаметьевский электромеханический завод». Постоянно работает над расширением  ассортимента выпускаемой продукции филиал ОАО «Татарстан сэте» «Буинский маслодельно-сыродельный комбинат». Успешно развивается малое и среднее предпринимательство, осваивая все новые и новые виды деятельности.

         В последние годы Буинск похорошел, заметно изменив свой архитектурный облик: здесь открылись новые объекты социальной сферы, торговые центры, за короткий срок введен подземный пешеходный переход через железнодорожные пути на станции Буа, благоустроено место отдыха горожан – поляна Буа-Алан, в планах - строительство автомобильного путепровода через железнодорожный переезд, который отделяет от города крупный жилой микрорайон, где не прекращается строительство жилья, культурно-оздоровительного центра в парке Молодежном, выполнение второй очереди работ по выпрямлению русла реки Карла и благоустройству пляжа.

Активно ведется жилищное строительство, а это верный признак того, что район привлекателен и для населения, и для инвесторов. В рамках празднования 65-летия Великой Победы ведется строительство жилья для ветеранов; по национальному проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" оказывается государственная поддержка молодым семьям и молодым специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и использованием средств материнского капитала. Ведется строительство жилья по социальной ипотеке. Успешно реализуется  программа строительства жилья на селе.

Цели и задачи Программы

 

Настоящая Программа направлена на качественное преобразование всей системы предоставления коммунальных услуг горожанам.

Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий и основана на формируемых общероссийских принципах модернизации жилищно-коммунальной сферы. Поэтому для  их осуществления требуется координация действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Она задействует в решении поставленных задач также население, банки, коммерческие и муниципальные организации.

Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования в сфере ЖКХ, она требует значительных и долговременных затрат, что, в условиях ограниченности бюджетных средств и сдерживания роста тарифов на жилищные и коммунальные услуги, требует максимально эффективного использования имеющихся средств и ресурсов, применения специальных инструментов и создания механизмов привлечения финансов для реализации Программы.

Краткосрочность решения задач Программы определяет целесообразность использования для этого программно-целевого метода, поскольку сами задачи:

входят в число приоритетов формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет улучшить качество жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с бесперебойным функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства;

носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие Буинского муниципального района, общее экономическое развитие и рост производства;

позволит снизить энергоемкость жилищно-коммунального хозяйства.

Для обеспечения социально-экономического развития Буинского муниципального района целью настоящей Программы является: обеспечение к 2015 году собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов доступными жилищными и коммунальными услугами нормативного качества при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры. Соответственно цели основные задачи Программы определяются как:

1. Повышение уровня благоустройства, эффективности производства и использования коммунальных ресурсов (тепло-, водо-, электро- и газоснабжения) в существующих многоквартирных домах, путем внедрения новых механизмов организации капитального ремонта с применением ресурсосберегающих технологий;

2. Повышение эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной оптимизации и модернизации при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей.

Для выполнения вышеуказанных основных задач программа разрабатывается по двум блокам:

 

 I.Жилищное хозяйство

II.Коммунальное хозяйство


I. Жилищное хозяйство

 

Основные характеристики жилищного фонда следующие:

- Жилищный фонд Буинского муниципального района по состоянию на 01.09.2010 составляет 1 428,26 тыс.кв. метра, это 17540 домов,  в том числе:

556 многоквартирных домов общей площадью 225,4 тыс.кв. метра (15,8% жилищного фонда района);

16984 индивидуальных домов общей площадью 1202,86 тыс.кв.м (84,2 % жилищного фонда района).

 Уровень благоустройства многоквартирного жилищного фонда составляет:

Ø    отоплением -100% , в том числе централизованным – 65%

Ø    водоснабжением  - 89%, в том числе централизованным 83%

Ø    водоотведением  - 76%, в том числе централизованным 26%

Ø    горячим водоснабжением – 25%, в том числе централизованным 11%

Ø    Газоснабжением (сетевым, сжиженным) – 100%.

 Доля многоквартирных домов одновременно оборудованных централизованным водопроводом, водоотведением, отопление, газом и горячим водоснабжением составляет 93,5%.

Многоквартирные дома по материалу стен распределяются по следующим видам: кирпичные – 96%;  панельные – 1,5%; деревянные и смешанные – 2,5%.

Управление жилищным фондом осуществляется одной управляющими компанией  ООО «УК-Буинск» - 115 домов,  ТСЖ- 111 дома, 4 - дома выбрали способ управления ЖСК.

Условия ФЗ-185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Буинском муниципальном районе выполняются.

 

Установка приборов учета

 

В связи с переходом в Республике Татарстан на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг население активно начало устанавливать индивидуальные (квартирные) приборы учета коммунальных ресурсов (далее – квартирные приборы учета).

При эффекте от внедрения квартирных приборов учета установка коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов (далее – общедомовые приборы   учета) не менее целесообразна.

В отличие от квартирных приборов учета, общедомовые приборы учета позволяют контролировать не только объемы потребления, но и параметры качества ресурсов (давление, температуру и др.), несоблюдение которых может привести к неоправданному увеличению объемов потребления  (например, при увеличении давления холодной воды, при снижении температуры горячей и т.д.). Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют точно определить потери воды по пути от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения многоквартирного дома, а также дают реальные возможности для ресурсосбережения. Установка общедомового прибора учета позволяет понять, где именно происходит утечка – на домовых сетях или на отрезке от ЦТП до дома.

Необходимость использования общедомовых приборов учета продиктована так же задачей учета затрат воды на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, уборку и поливку. Так в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307, все затраты на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны оплачивать собственники. Это повышает роль общедомовых приборов учета, с помощью которых возможно учесть весь объем горячей и холодной воды, потребленный домом на полив газонов, уборку тротуаров у многоквартирного дома, влажную уборку подъездов и т.д.

На 01.09.2010 года оснащенность приборами учета многоквартирных домов в Буинском муниципальном районе составляет:

             - на системах отопления домов, требующих обязательной установки – 100%

             - на системах холодного водоснабжения – 77,8%

             - на системах электроснабжения – 100%

 

            Потребность в установке общедомовых приборов учета в Буинском муниципальном районе

 

Общедомовые приборы учета

2011

Всего

шт.

тыс. руб.

шт.

тыс. руб.

отопления

-

-

-

-

ХВС

20

130,0

20

130,0

ЭО

-

-

-

-

ИТОГО:

-

          130,0

20

130,0

        

Программа разработана на 1 год, но возврат вложенных финансовых средств планируется осуществляться в течении пяти лет. В ветхих и 2-х квартирных домах общедомовые приборы учета  устанавливаться не будут.

            В многоквартирных жилых домах района насчитывается 3098 квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета:

            - на системах холодного водоснабжения – 81%

             - на системах электроснабжения – 99,2%

             - на системе газоснабжения – 27%

 

Потребность в установке квартирных приборов учета

 

Квартирные

приборы учета

2011

2012

2013

Всего

шт.

тыс. руб.

шт.

тыс. руб.

шт.

тыс. руб.

шт.

тыс. руб.

ХВС

295

354,0

2952

354,0

-

-

590

708,0

ЭО

123

184,5

1244

186,0

 

 

247

370,5

Газ

753

1513,5

7533

1513,5

753

1513,5

2259

4540,5

ИТОГО:

1171

2052,0

11721

2053,5

753

1513,5

3096

5619,0

           

Программа по оснащению квартир индивидуальными приборами учета разработана на 3 года, но возврат вложенных финансовых средств планируется осуществляться в течение пяти лет.

Актуальность принятия Программы обусловлена рядом социальных и экономических факторов. Социальные факторы связаны с качеством предоставляемых коммунальных услуг, экономические – с высокими платежами населения за коммунальные услуги. Одним из вопросов при эксплуатации индивидуальных приборов учета это их ремонт и поверка. В настоящее время в тарифах на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей и оборудования многоквартирных жилых домов не предусмотрены средства на ремонт и поверку индивидуальных приборов учета. Данные тарифы должны быть утверждены собственниками жилых помещений на общих собраниях многоквартирного дома. Для осуществления поверки, ремонта и замены приборов учета заводам-поставщикам предложено открыть в городе сервисные службы для обслуживания населения. 

Решение указанных проблем является приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  от 17.11.2008г.№ 1662-р.

 

Для 100-процентного оснащения коллективными (общедомовыми) и квартирными (индивидуальными) приборами учета требуется 5,749 млн. рублей.

 

Состояние и проблемы жилищного фонда

 

Многоквартирный жилой фонд Буинского муниципального района можно условно разделить на четыре группы:

ü    Ветхий жилфонд –7,9 % от площади МКД;

ü    Двухэтажные дома с неполным благоустройством -  5,4 % от площади МКД;

ü    Дома массовой серийной застройки 60 – 95 г.г. –29,4 % от площади МКД;

ü    Новые дома (постройки после 1995года) –16,1 % от МКД.

 

Первая группа – дома с большой степенью износа, непригодные для постоянного проживания

Так как Буинский муниципальный район начал развиваться в начале 20 столетия и соответственно с этого момента его застройка приобрела массовый характер. Основными строениями того времени стали многоквартирные дома барачного типа, которые строили до середины 1930-х годов. В результате реализации Республиканской программы ликвидации ветхого жилья (1996-2004 гг.) большинство таких многоквартирных домов было ликвидировано, и доля ветхого жилья была доведена до уровня среднероссийского показателя на момент начала программы.

В районе остается 36 домов, не пригодных для дальнейшего проживания, площадью – 17807,0 кв. метров, в которых проживают 1152 человека.

Проводить капитальный ремонт в таких домах экономически не целесообразно. 

Переселение жителей данных домов предлагается в ближайшие пять лет осуществлять по программе социальной ипотеки, действующей в Республике Татарстан, в дальнейшем с учетом инвестиционной привлекательности территория (центр города), освобожденную от ветхих домов, будет предоставлена инвесторам под застройку с обременением по переселению граждан из непригодного жилищного фонда.

 Объем необходимых средств – 471,886 млн.рублей

 

Вторая группа - двухэтажные многоквартирные дома застройки 1938-59 годов

Двухэтажные дома по 8 – 16 квартир, построенные в 1940-1960 гг. В Буинском муниципальном районе 21 таких домов общей площадью – 12,17, в которых проживают 1 тыс. 8 чел. (336 семьи). При уровне износа таких домов выше 55%, сама конструкция домов не соответствует требованиям времени: фундаменты, как правило, бутовые, межэтажные перекрытия деревянные,  благоустройство частичное - отсутствует горячая вода, водоотведение, душ, ванны, срок эксплуатации инженерных сетей истек. Ремонтировать такие дома нерентабельно. Необходимо отметить, что расчетная сумма по собираемым платежам за ЖКУ с данных домов составляет около 80% от суммы расходов, которые несет управляющая компания при их обслуживании. Данный жилой фонд является убыточным, и обслуживание данных домов экономически не целесообразно.

Капитальный ремонт данных домов экономически также нецелесообразен. Предлагается до повышения инвестиционной привлекательности города осуществлять в домах только поддерживающий ремонт для безопасности проживания.

Объем необходимых средств – 336.6 млн. рублей.

 

Третья группа – дома массовой серийной застройки 1960-95годов.

Количество таких домов - 137 домов общей площадью 66267 кв.м. В них проживают 9452 чел. (3780 семей). Как правило, квартиры в таких домах имеют проходные комнаты, небольшие кухни, узкие коридоры, что не соответствует современным требованиям, степень комфорта не высокая. Низкие теплозащитные качества наружных ограждений являются основной причиной высокого уровня потребления тепловой энергии таких домов и не отвечают современным требованиям по тепловой защите зданий (потери тепла через ограждающие конструкции до 40%). Главная причина плохого состояния жилищного фонда данной категории – многолетнее отсутствие надлежащего технического обслуживания и достигший критического уровня «недоремонт» домов.

           

Капитальный ремонт МКД в период с 2008 по 2010 годы

 

ГОД

ВСЕГО

Ремонт внутридомовой инж.системы  теплоснабжения

Ремонт внутридомовых инж.систем водоснабжения   ( ХВС)

Ремонт внутридомовой инж.системы водоотведения

Ремонт внутридомовой инж.системы электро-снабжения

Ремонт крыш

Ремонт и утепление фасадов

 

Ремонт подвальных помещений

тыс. руб

пог.м.

тыс. руб

пог.м.

тыс. руб

пог.м.

тыс. руб

кв.м.

тыс. руб

кв.м.

тыс. руб

кв.м.

тыс. руб

 

кв.м.

тыс.

руб.

2008

42938

5871

7295,6

1637

1520

1777

2324

345

3113

21253

20013

10360

6464

1690

2208

2009

91317,6

21120,4

24158,6

8636,8

3391

8700

7325

650

530

37425

39355

43706

16558

 

 

2010

17781,4

1878

2678,4

826

761

944

1333

134

730

5866

6577

5625

5702

 

 

Всего

 

152037

28869,4

34132,6

11100

5672

11421

10982

1129

4373

64544

65945

59691

28724

1690

2208

 

В 2008-20010 году капитальный ремонт многоквартирных домов в Буинском муниципальном районе проводился в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В результате реализации указанной программы произведен капитальный ремонт  77  многоквартирных домов общей площадью 103,8 тыс. кв. метров на сумму 161,25 млн. рублей; жилищные условия улучшили более 4207 человек, проживающих в 1765 квартирах.

По состоянию на 01.09.2010г. в 45 домах общей площадью 56,698 тыс.кв. метров (25% от общей площади многоквартирных домов) необходимо проведение капитального ремонта.

Основные мероприятия при проведении капитального ремонта многоквартирных домов данной категории:

- разработка проектной документации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и ее государственная экспертиза;

- проведение технического надзора за выполнением капитального ремонта;

- проведение с применением долговечных материалов с улучшенными эксплуатационными характеристиками следующих видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов:

- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-,  водоснабжения, водоотведения;

-  ремонт кровли;

- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД;

-  ремонт фасадов.

Схема реализации программы капитального ремонта в 2011-2015 годах.

Капитальный ремонт многоквартирных домов предполагается осуществлять через ГБУ «Главинвестстрой РТ», в котором будут сконцентрированы средства федерального бюджета, средства бюджета Республики Татарстан,  бюджета муниципального образования, платежи населения. При этом систему учета доходов и расходов предлагается вести по каждому дому.

Организационная схема
реализации проекта модернизации и повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса Буинского муниципального района в 2010-2015 году (жилищное хозяйство, капитальный ремонт)

Федеральный ФОНД ЖКХ

Бюджет РТ –  млн. руб.

Бюджет МО –  млн. руб.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ЖКХ

(казначейская система учета средств по каждому МКД, ГИСУ, единый технадзор)

Управляющие компании / ТСЖ

ЖИТЕЛИ (всех МКД)

ПОДРЯДЧИКИ

 

 

 

МСАЖКХ РТ - госзаказчик

.

 

МТЗСоц РТ

 

 

 

 

 

ВЭБ

 

 

Вместе с тем, предлагается сохранить отработанную в Республике Татарстан за 2008-2010 гг. и показавшую свою эффективность схему реализации программы по капитальному ремонту (госзаказчик – Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, система казначейского учета средств по каждому дому, квалификационный отбор подрядных организаций, контроль выполнения работ со стороны Государственной жилищной инспекции и собственников помещений, государственная экспертиза проектно-сметной документации).

Действующие тарифы за капитальный ремонт доведены до уровня федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц, установленного Правительством Российской Федерации. (2010 г. – 5,0 руб.).

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2007 г. №789 «О дополнительных мерах социальной поддержки населения при реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» сохраняется предоставление субсидий на капитальный ремонт для малообеспеченной категории граждан.

На финансирование работ по капитальному ремонту будут использовано 50% платежей за текущий ремонт жилищного фонда и средства, поступающие за наем жилых помещений.

Общая потребность в капитальном ремонте домов этой группы составляет 169,2 тыс.руб. (с учетом мероприятий по утеплению фасадов).

 

Объемы проведения капитального ремонта многоквартирных домов

 Наименование видов работ       

Единица     
измерения

Объем    
работ

Ремонт кровли                         

тыс. кв. метров

64,5

Ремонт внутридомовых инженерных сетей,

в том числе:                          

 

97,0

электроснабжения                      

тыс. метров

45,6

теплоснабжения                         

тыс. метров

28,9

водоснабжения                         

тыс. метров

11,1

водоотведения                         

тыс. метров

11,4

Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу собственников  помещений в МКД                  

тыс. кв. метров

1,7

Ремонт  фасадов            

тыс. кв. метров

53,52

Утепление фасадов

тыс. кв. метров

6,2

Приборы учета (объектовые)

шт.

148

             

Объем потребности финансовых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по видам работ

                                                                                                                                   (млн. руб.)

Наименование видов работ

Потребность в финансировании

Ремонт кровли                         

35,4

Ремонт внутридомовых инженерных  сетей, в том числе:                          

43,8

электроснабжения                      

5,1

теплоснабжения                        

22,9

водоснабжения                         

4,2

водоотведения                          

11,6

Ремонт фасадов            

7,3

Утепление фасадов            

74,2

Приборы учета (объектовые)

0,12

Разработка проектной документации

3,38

Проведение технического надзора

1,69

Итого:

169,2

 

Используя предлагаемую схему, недоремонт жилищного фонда ликвидируется к 2014 году, после чего произойдет переход на плановый нормативный режим капитального ремонта за счет средств собственников.

Реализация мероприятий по капитальному ремонту МКД позволит:

- привести в нормативное техническое состояние жилищного фонда и увеличить его надежность;

-  создаст безопасные и благоприятные условия для проживания граждан;

- выйти самоокупаемость капитального ремонта за счет средств населения за счет увеличения тарифа на капремонт до уровня федерального стандарта.

С целью повышения энергоэффективности организаций жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение на этой основе улучшения эксплуатации жилищного фонда и комфортности проживания населения, сдерживание роста коммунальных платежей, а также уменьшение на энергообеспечение объектов ЖКХ необходимо провести мероприятия по утеплению фасадов и установке приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением.

 

Предлагаемый механизм финансирования оснащения жилищного фонда

приборами учета

 

Финансирование на приобретение и установку общедомовых и индивидуальных приборов учета планируется осуществлять за счет средств населения.

Всего на закупку и установку общедомовыми приборами учета в жилищном фонде района требуется 5,749 млн. рублей.

Четвертая группа – новые дома

Количество домов введенных в эксплуатацию после 1995 года – 36 единицы, общей площадью 36,3 тыс.кв. метров, в том числе в 2008 году введено 4 многоквартирных дома общей площадью 18,93 тыс.кв. метров, в 2009 году - 2 многоквартирных дома общей площадью – 6,77 тыс.кв. метров.

В этих домах проживает 12 218 чел. (4 525семей). Дома соответствуют современным требованиям по энергосбережению и комфортности проживания, оснащены приборами учета. Проведение капитального ремонта не требуют. Поддержание нормативного состояния домов данной группы должно обеспечиваться выполнением комплекса мероприятий по технической эксплуатации и ремонтных работ в установленные нормативные сроки.

 

Мероприятия по модернизации и повышению энерго и ресурсоэффективности

жилищного хозяйства

 

Наименование мероприятия

Сумма, млн.рублей

Ликвидация ветхого жилья

808.5

Перевод 2-х квартирных домов на индивидуальное отопление (окупаемые мероприятия)

22,4

Капитальный ремонт МКД,  в том числе:

169,2

 - окупаемые мероприятия (приборы учета и утепление фасадов)

74,3

 - не  окупаемые мероприятия

94,9

ИТОГО

1000,1

 

II. Коммунальное хозяйство

 

Объемы энерго- и ресурсопотребления города

Буинский район (в том числе жилищный фонд) потребляет:

Тепловой энергии – 49,57 тыс.Гкал, в т.ч.жилищный фонд 60%

Горячей воды – 1,540тыс.Гкал, в т.ч.жилищный фонд 36%

Около 50% основных фондов городского коммунального хозяйства отслужило нормативный срок: котельных - 43%, тепловых сетей - 51%. тепловой энергии при транспортировке  - до 10%.

В существующих котельных установлены котлы типа КСВ, КВГМ, КЧМ которые не соответствует современным требованиям, имеют низкий КПД (70-80 %) при удельном расходе условного топлива  178,58 кг у. т., автоматика безопасности горения не соответствует требованиям органов Ростехнадзора, докотловая обработка воды в малых котельных отсутствует, что вызывает преждевременный выход котлов из строя.

В основном, существующая часть тепловых сетей имеет 2-х трубное исполнение (отопление) и проложена в надземном варианте (81%) и лишь малая часть (11%) проложена в пенополиуретановой изоляции в полиэтиленовой и оцинкованной оболочке.

Территориально котельные ПТС и ведомственные котельные расположены на значительном удалении друг от друга, что не позволяет их объединить без строительства тепловых сетей в единую тепловую сеть.

Теплоэнергетическое хозяйство

Для обеспечения потребителей жилищно-коммунального сектора и промышленности тепловой энергией в городе работают 7 промышленных  котельных суммарной тепловой мощностью 25,4 Гкал/час, 13 отопительных котельных суммарной тепловой мощностью  2,612 Гкал/час, загрузка составляет - 82%. 

Баланс производства и потребления тепловой энергии.

 

Теплоснабжающее предприятие

Выработка тепловой энергии, тыс.Гкал

Отпуск тепловой энергии, тыс.Гкал

Потребители

Население, тыс.Гкал

Бюджет, тыс. Гкал

Прочие, собственные нужды,

тыс. Гкал

ОАО«Буинское предприятие тепловых сетей»

55,5

51,105

30,151

17,378

3,577

ИТОГО:

55,5

51,05

30,151

17,378

3,577

 

1.                  ОАО «Буинское предприятие тепловых сетей»

Суммарная мощность котельных 28,012 Гкал/час теплой энергии или 18 городских котельных и 2 котельные в сельской местности и 17,1 км тепловых сетей (в 2-х трубном измерении). Основными потребителями тепловой энергии является:

- население – (59%),

-  бюджет (34%) ,

- прочие организации (7%),

В городе отапливается 112 жилых домов.

На отапливаемых в городе площадях проживает - 6613 чел.

Услугами горячего водоснабжения в городе пользуется - 690 чел.,

     В целом по предприятию средний износ основных фондов на 31.12.09г. составляет  46 %, в том числе:

- производственные здания, сооружения – 43%

- сооружения, передающие устройства (тепловые сети) – 51%

- транспорт – 98 %

- оборудование – 39 %.

 

Основные направления модернизации теплоэнергетического хозяйства

 

В раздел входят мероприятия, выполнение которых направлено на поддержание надежного и качественного теплоснабжения потребителей города Буинск, а также энергоэффективные мероприятия, направленные на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, увеличение загрузки тепловых источников,  снижение потерь тепловой энергии при ее передаче.

Модернизация источников тепловой энергии

Реконструкция котельной №1. Замена отработавших нормативный срок котлов, а также замены вспомогательного оборудования.

Реконструкция котельной №2. Замена отработавших нормативный срок котлов, а также замены вспомогательного оборудования.

Надежной и экономичной работой котельных агрегатов является соблюдение водно-химического режима работы оборудованиям и сетей. Имеющиеся традиционные установки подготовки воды требуют больших капитальных и эксплуатационных затрат. Применение автоматизированных установок дозирования реагентов позволяет в значительной степени снизить эти затраты. При этом одновременно снижается коррозионная активность воды, постепенно удаляются ранее имевшиеся отложения, увеличивается срок эксплуатации оборудования и межремонтный период.

Реконструкция котельной школы – интернат. Установка котлов с большим КПД.

 Реконструкция котельной ЦРБ. Замена котлов КСВ-1.86 на котлы с большим КПД.

Реконструкция котельной школы им.Вахитова. Замена котлов Б-630x2 на котлы с большим КПД.

 Реконструкция котельной школы пос.Сахарного завода. Замена котлов КВГМ-2.5 на котлы с большим КПД.

Модернизация котельных на базе применения такого оборудования позволит увеличить отпуск тепла потребителям. Применение новых типов автоматики и газовых горелок, автоматизированных установок химводоподготовки, насосы с частотно-регулируемым электроприводом дает возможность выполнить полную автоматизацию и диспетчеризацию котельных, что позволит снизить эксплуатационные расходы, себестоимость  соответственно тариф на отпускаемую тепловую энергию.

Замена котлов позволит сократить расход газа по котельным на 1,8 млн. куб. м в год.

При модернизации котельных предлагается предусматривать применение насосных агрегатов импортного производства взамен отечественных насосов. Все насосное оборудование, тягодутьевые агрегаты комплектовать установками мягкого пуска и системами частотного регулирования. Экономия электропотребления составит 0,8 млн.кВтч в год.

            Объем необходимых средств составляет 46,06  млн.руб.

 

Модернизация теплосетевого хозяйства

Реконструкция тепловых сетей с применением трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией (ППУ) общей протяженностью 7,1 км позволит сократить потери тепловой энергии при ее передаче на 2,7 тыс.Гкал в год.

Объем необходимых средств для модернизации сетевого хозяйства составляет 13,76 млн.руб.

            Итого по мероприятиям теплоэнергетического комплекса 46,06 млн.руб.

 

Расчеты по возможному финансированию модернизации коммунальной сферы за счет инвестиционной надбавки в тарифах.

 

Плановые доходы от введения инвестиционных надбавок в качестве источников финансирования мероприятий по реализации инвестиционных программ составят:

 

Наименование услуги

Сумма за период с 2011 по 2015г.г.,  млн. руб.

всего

2010

2011

2012

2013

2014

2015

  1.  

Теплоснабжение

46,06

 

5,5

6,0

10,28

10,5

13,78

 

Итого

46,06

 

5,5

6,0

10,28

10,5

13,78

 

Перечень мероприятий по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Буинска на 2010-2015г.г.

 

Теплоэнергетическое хозяйство

7

Реконструкция котельных с установкой котлов с более высоким КПД

 

32,3

Данные мероприятия дадут:

экономический эффект 1,56 млн.руб./год Снижение кг. у.т с 174,1 до 150,37

Снижение потребления газа на 576,1 т.м.куб.

Удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал снизится с 26 квт/ч/Гкал на 24 квт/ч/Гкал экономия электроэнергии составит 0,4 млн.кВт/ч, на сумму 1,32 млн.руб

Потери при транспортировке снизятся что составит  0,9 тыс.Гкал/год, сумма 1,0 млн.руб.

Снижение эксплуатационных расходов на сумму 1,2 млн.руб

Срок окупаемости мероприятий 4,3 года

 

Реконструкция теплотрассы с пенополиуретановой изоляцией

 

13,76

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Объем затрат на реализацию программы

 

Наименование мероприятия

Стоимость,

млн. рублей

Коммунальное хозяйство

Окупаемые мероприятия

  1.  

Модернизация теплоснабжения

46,06

 

Объем затрат на реализацию программы по коммунальному хозяйству

 

Наименование мероприятия

Мощность, протя-женноть, ед. изм.

Стоимость ПИР, тыс.руб.

Необходимые инвестиции, тыс.руб.

Затраты по годам, тыс. руб.

Примечание

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

 

Буинское ПТС

Модернизация источников тепловой энергии

1

Реконструкция котельной №2

4,0 Гкал/час

 

5500

 

5500

-

-

-

-

Замена 2-х котлов ВВГКТ. Замена вспомогательного оборудования. Приведение газового оборудования в соответствие с нормами.

2

Реконструкция котельной №1

5,0 Гкал/час

 

6000

-

 

6000

-

-

-

Замена котлов КСВ-2,9.Замена вспомогательного оборудования. Приведение газового оборудования в соответствие с нормами.

3

Реконструкция котельной школы-интерната

2,8 Гкал/час

 

4800

 

 

 

4800

 

 

Установка котлов с большим КПД

4

Реконструкция котельной ЦРБ

3,8 Гкал/час

 

5000

 

 

 

 

 

5000

Замена котлов КСВ-1.86 на котлы с большим КПД

5

Реконструкция котельной школы им.Вахитова

2,4 Гкал/час

 

5000

 

 

 

 

 

5000

Замена котлов  Б-630x2 на котлы с большим КПД

6

Реконструкция котельной школы п.Сахарного завода

2,6 Гкал/час

 

6000

 

 

 

 

6000

 

Замена котлов КВГМ-2.5 на котлы с большим КПД

 

Всего по источникам теплоэнергетики

 

 

32300

 

5500

6000

4800

6000

10000

 

Модернизация сетевого хозяйства

1

Реконструкция теплосети

0,9 км

 

2600

-

-

-

2600

-

-

Замена ветхих сетей

2

Реконструкция теплотрассы от котельной пос.Сахарного завода

2,5 км

 

4500

 

 

 

 

4500

 

Установка труб с ППУ изоляцией в оцинкованной оболочкой

3

Реконструкция теплотрассы от котельной ЦРБ

1,6 км

 

2880

 

 

 

2880

 

 

Установка труб с ППУ изоляцией в оцинкованной оболочкой

4

Реконструкция тепловых сетей от кварт.котельной №1, №2

2,1 км

 

3780

 

 

 

 

 

3780

Установка труб с ППУ изоляцией в оцинкованной оболочке с пенополиуритановой изоляцией

 

Всего по тепловым сетям

 

 

13760

-

-

-

5480

4500

3780

 

 

Итого по теплоэнергетическому хозяйству

 

 

46060

-

5500

6000

10280

10500

13780

 

                           

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

8. Теплоснабжающее хозяйство

Снижение потребления газа  на 576,1 т.м.куб;

Удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал снизится с 26,5 квт/ч/Гкал до 21 квт/ч/Гкал;

Снизятся потери при транспортировке;

Снижение эксплуатационных расходов;

Износ основных средств снизится с 46% до 20%;

КПД котельных увеличится с 80% до 92%/

    

Водопроводно-канализационное хозяйство

Водоснабжение.

Питьевая вода – необходимый элемент жизнеобеспечения населения, от ее качества и количества зависят здоровье людей и уровень санитарно-эпидемиологического благополучия. Проблема обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала в настоящее время одной из главных и определяющих для многих регионов страны.

В настоящее время водоснабжение г.Буинска и Буинского муниципального района осуществляется от  27  подземных водозаборов  общей мощностью 4,3 тыс.куб.м в сутки.

Годовое потребление воды  составляет 1569,5 тыс. куб. м, в т.ч: промпотребители 486,1 тыс.куб.м (30,97%), население 1083,4 тыс.куб.м (69,03%)  Загрузка указанных водозаборов составляет 90%.

 

 

 

 

 

Материал труб

Протяженность, км

Буинск-Водоканал

п/эт

106,178

чугун

47,032

асбест

8,598

сталь

24,678

Всего

186,486

На сегодняшний день протяженность водопроводных сетей Буинского района, требующих замены составляет  70,54  км из 186,486 км (37,8 % от общей протяженности).

Удельный вес проб воды из водопроводной сети города, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям составляет - 0%, по санитарно-химическим показателям - 0%.    

Недостаточное обеспечение жилищного фонда коммунальной инфраструктурой (уровень благоустройства жилья) водоснабжением 95,2%.

 

Основные направления модернизации водопроводного хозяйства

            Для обеспечения района качественным водоснабжением планируется произвести модернизацию водопроводных сетей (замена стальных, чугунных, асбесто-цементных трубопроводов на полиэтиленовые трубы по ул. Жореса, Космовского, Бебеля, Вахитова, Советская, Р.Люксембург, Ефремова). Выполнение данных мероприятий осуществляется с учетом энергоресурсосбережения.

            Для повышения надежности водоснабжения и в связи с изношенностью водопроводных сетей необходимо провести реконструкцию 70,54  км, что составляет 37,8 % от общих водопроводных сетей Буинского района  и выполнить закольцовку водопровода в пос.Западный.

Объем необходимых средств на реконструкцию водопроводных сетей составляет 95,3 млн. руб.

Также необходимо произвести техническую ревизию водозаборных скважин и оценку эксплуатационных запасов подземных вод. На это потребуется 1,75 млн.руб.

            Итого по водопроводному хозяйству: 97,05 млн.руб.

Водоотведение

            Очистка сточных вод является мероприятием, направленным на улучшение санитарно-экологического состояния города. Ведь от эффективности работы очистных сооружений канализации, степени очистки сточных вод зависит как состояние окружающей среды, так и здоровье населения.

Система водоотведения г.Буинска представяет собой комплекс инженерных сетей и сооружений, обеспечивающих прием, транспортировку и очистку стоков.

Материал труб

Протяженность, км

Буинск-Водоканал

п/эт

4,263

керамика

0.950

чугун

3,70

Всего

8,913

Сточные воды города Буинска проходят очистку на биологических очистных сооружениях (БОС) проектной производительностью 4,28  тыс.м3/сут. (построены в 2004 году), загрузка составляет 30%.

         Транспортировка стоков производится через 2 канализационные насосные станции по канализационным сетям протяженностью 8,913 км.

Недостаточное обеспечение жилищного фонда коммунальной инфраструктурой (уровень благоустройства жилья) централизованным водоотведением -12,8 %.

 

Основные направления модернизации канализационного хозяйства

В состав мероприятий по водоотведению включены мероприятия по реконструкции напорных и самотечных канализационных коллекторов, реконструкция БОС в г.Буинске (установленное оборудование не позволяет производить очистку сточных вод до нормативных значений), реконструкции КНС в г.Буинске с автоматизацией и диспетчеризацией, направленные на повышение качества оказываемых услуг, исключение аварий на канализационных сетях и снижения негативного экологического воздействия на окружающую среду.

 

            Реконструкция биологических очистных сооружений и канализационных насосных станций

             Для осуществления бесперебойного водоотведения городских сточных вод, улучшения экологической обстановки необходимо выполнить реконструкцию биологических очистных сооружений в том числе модернизацию технологического оборудования и емкостей.

            Программой развития объектов водопроводно-канализационного хозяйства ОАО «Буинск-Водоканал» запланировано: замена инерционного фильтра на глубокой доочистке БКЗ-65;, замена инерционного фильтра на биофильтрах БКЗ-66, установка в здании решеток БОС компрессора 2АФ49Э53Ш.

            Объем необходимых средств на реконструкцию БОС и КНС составляет 10,9 млн.руб.

Список инвестиционных проектов, входящих в состав инвестиционной программы. Водоснабжение

тыс.руб.                                                   

№№

Перечень инвестиционных проектов,входящих в состав ивест-й программы

 

Год начала реализации инвест.проекта

Год окончания

реализации

инвест.

проекта

1-й год

проекта

2-й год

проекта

3-й год

проекта

И.т.д. до

окончания

срока

окупаем.

проекта

Всего

2011г.

2012г.

2013г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Подсчет эксплуатационных запасов недр

2011

2013

800,0

800,0

400,0

 

2000,0

2

Реконструкция водопроводных сетей.Плодосовхоз

2011

2013

500,04

550,09

950,02

 

2000,15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиционная программа, всего

 

 

1300,04

1350,09

1350,02

 

4000,15

 

Реконструкция канализационных сетей

          г.Буинск является малоканализованным, что является причиной недостаточного или полного отсутствия водоотведения улиц города. Протяженность канализационных сетей составляет 8,913 км. 

Значительная часть канализационных сетей города построена много лет назад. Основной материал труб чугун и керамика. Из-за ветхого состояния труб   происходят аварии.

На сегодняшний день требует замены – 2,8 км (35 % от общей протяженности), их износ составляет 70%, что значительно превышает среднереспубликанский показатель – 47%.

Список инвестиционных проектов, входящих в состав инвестиционной программы. Водоотведение

тыс.руб.                                                    

№№

Перечень инвестиционных проектов,входящих в состав ивест-й программы

 

Год начала реализации инвест.проекта

Год окончания

реализации

инвест.

проекта

1-й год

проекта

2-й год

проекта

3-й год

проекта

И.т.д. до

окончания

срока

окупаем.

проекта

Всего

2011г.

2012г.

2013г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Модернизация биологических очистных сооружений

2011

2013

450,0

460,0

500,0

 

 

в т.ч.

Замена инерционного фильтра на биофильтрах БКЗ-66

 

 

 

 

 

 

 

2

Реконструкция уличных сетей канализации г.Буинск

2011

2013

114,81

190,95

196,56

 

 

 

Инвестиционная программа, всего

 

 

564,81

650,95

696,56

 

 

 

Адресный список модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Наименование мероприятий

Объемы (шт.,км)

Стоимость,

млн.руб.

Год реализации

 

 

1

Строительство сетей канализации в г.Буинске 1-й очереди

10,2

 

39,9

2011-2012

2

Строительство сетей канализации в г.Буинске 2-й очереди

36,0

126,0

2011-2014

3

Реконструкция биологических очистных сооружений

1 шт.

1,9

2011-2012

4

Замена инерционного фильтра на глубокой доочистке БКЗ-65

1 шт.

1,76

2012-2013

5

Реконструкция и ремонт иловых полей

200 м2

1,5

2011-2012

6

Замена щебня на фильтрах иловых полей

180 т

0,4

2011-2012

7

Опорожнение и ремонт песколовок, первичных и вторичных отстойников

4 шт.

0,75

2011-2012

 

 Итого:

46,2

172,21

 

           

 

Объем необходимых средств на реконструкцию и строительство напорных и самотечных канализационных коллекторов составляет  172,21 млн.руб.

Итого по канализационному хозяйству:  183,11 млн. руб.

             Всего по мероприятиям водопроводно-канализационного хозяйства 280,16 млн. руб.

            Реализация мероприятий Программы будет способствовать:

сохранению доступности коммунальных услуг для потребителей;

повышению качества, надежности обслуживания (водоснабжения и водоотведения) потребителей;

повышению уровня экологической безопасности производства услуг водоснабжения и водоотведения;

инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса.

Экологическая эффективность реализации Программы определяется как совокупность факторов: минимизации негативного воздействия на окружающую среду (снижение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, сокращение объема утилизируемых отходов канализационных очистных сооружений), привлечения инвестиций в коммунальный комплекс и рациональному использованию природных ресурсов.

Управление отходами производства и потребления

Проведя анализ состояния дел по сбору, утилизации и переработки отходов в Буинском муниципальном районе, можно сделать вывод, что для дальнейшего развития позволяющей осуществлять 100 % сбор образующих отходов необходимо:

1.      Строительство 2-й и 3-й очереди полигона ТБО вместимостью 144550 м3.

2.      Установка мусоросортировочной линии мощность 150 т/сутки.

3.      Приобретение пресс для прессования картона и пластиковых бутылок.

4.      Строительство контейнерных площадок кол-во 75 шт.

5.      Приобретение  мусоровозов в кол-ве 5 шт.

6.      Приобретение мусорных контейнеров  V- 0,8 м3 в кол-ве 30 шт. и бункеры V- 8,0 м3 в кол-ве 50 шт.

 

В общей сложности на реализацию данных мероприятий необходимо финансирование в объеме 69,6 млн. рублей.

 

Наименование мероприятий

Стоимость,

млн.руб.

Год реализации

I. Система комплексного управления отходами

1

Строительство 2-й и 3-й очереди полигона ТБО вместимостью 144550 м3 

67,8

2010-2012

2

Установка мусоросортировочной линии мощность 150 т/сутки

5,9

2010-2012

3

Приобретение пресс для прессования картона и пластиковых бутылок

0,4

2010-2012

4

Строительство контейнерных площадок кол-во 75 шт.

1,5

2010-2012

5

Приобретение  мусоровозов в кол-ве 5 шт.

12,2

2010-2012

6

Приобретение мусорных контейнеров  V- 0,8 м3 в кол-ве 30 шт. и бункеры V- 8,0 м3 в кол-ве 50 шт.

1,1

2010-2012

 

 Итого:

88,9

 

 

За счет реализации мероприятий в области управления отходами должно быть достигнуто:

снижение расходов на удаление ТБО, за счет сокращения количества отходов при внедрении селективного сбора;

максимальное снижение утилизируемых отходов на полигоне ТБО;

реализация энерго-ресурсосберегающих мероприятий за счет получения дешевого  вторичного сырья, для производства продуктов потребления;

улучшение экологической ситуации в регионе, за счет 100% охвата сбором и вывозом, образующихся отходов (ликвидация несанкционированных свалок);

создание новых рабочих мест.

 

            ВСЕГО по разделу коммунальное хозяйство необходимо 415,12 млн.руб.

 


Финансово-экономическое состояние отрасли и тарифы

на жилищно-коммунальные услуги

 

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших отраслей в городе. В сфере жилищно-коммунального хозяйства задействовано в среднем около 674 человек (около 0,03% населения).

В сфере проводимых реформ 83,3% предприятий коммунального комплекса имеют частную форму собственности.

Управление жилым фондом осуществляется управляющей компанией.

По итогам 2009 года предприятия коммунального комплекса являются безубыточными.

В Буинском районе  перекрестное субсидирование ликвидировано. Все тарифы устанавливаются на основании экспертизы экономических обоснованных затрат с последующим методом индексации.

Единый расчетный центр в Буинском районе создан в 1998 года. В процессе создания были изучены опыт информатизации отрасли ЖКХ и наработки других городов. В результате была создана информационная структура, деятельность которой регулируется как жилищным законодательством, так и законодательством в сфере информационных технологий. Cовместно с разработчиками программного продукта впервые в республике была разработана и применена технология штрих-кодирования информации о квартиросъемщике и платеже. В 2003 году  был введен в действие «Счет» по оплате за жилищно-коммунальные услуги. На данный способ расчетов (через единый «Счет») переведен весь муниципальный жилищный фонд города и района, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья.  В настоящее время в базе данных единого-расчетного центра 7893 л/счетов по городу,  и 2221 л/счетов по району. Ежемесячно печатается почти 10114тыс. В едином-расчетном центре обслуживаются все  ЖСК-ТСЖ, практически все ведомства города и района.

«ЕРЦ Буинского муниципального района РТ» является, созданной для выполнения работ по начислению и организации сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. ЕРЦ на базе современных средств вычислительной техники осуществляет оперативный расчет стоимости услуг ЖКХ в соответствии с порядком оплаты коммунальных услуг и нормативными  документами, и  доводит  результаты расчетов до населения в виде платежных  документов на  оплату. 

ЕРЦ представляет собой центр сбора, хранения и обработки информации. Его задача – осуществление расчета потребляемых услуг на основании их количества, стоимости и информации о потребителе, полученных от управляющих компаний. Эти факторы очень емки и тесно взаимосвязаны. Количество потребляемых услуг рассчитывается несколькими алгоритмами – по нормативам потребления и по потреблению на основании показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. Стоимость жилищно-коммунальных услуг рассчитывается  на основании  установленных тарифов. Для различных категорий потребителей учитываются условия их проживания, платежи и задолженность. Все эти факторы сосредоточены в информационно-расчетном центре, представляющем собой подобие универсального калькулятора, в котором заложено множество алгоритмов для применения к конкретным случаям.

Основная задача ЕРЦ – правильное и своевременное начисление и распределение поступивших от населения денежных средств организациям – поставщикам ЖКУ, включая  бухгалтерскую обработку в разрезе каждого лицевого счета. Благодаря системе штрих-кодирования при обработке счет-извещений исключены ошибки при вводе оплаченных квитанций в базу данных.

Прохождение всех денежных средств через единый счет, их распределение в разрезе каждого лицевого счета, создание единого формата отчетности и перечисление денег организациям-поставщикам ЖКУ на следующий день после приема платежей от населения позволили сформировать законченный биллинговый цикл услуг для предприятий ЖКХ. 

ЕРЦ обеспечивает  принципиально новый уровень прозрачности рынка жилищно-коммунальных услуг. В результате автоматизации все финансовые потоки участников расчетов становятся прозрачны. Гибкость настройки, возможность смены информации о поставщике при сохранении целостности системных данных должны способствовать развитию конкуренции, создают принципиальную возможность замены поставщиков услуг для больших групп потребителей, каждой территориальной единицы. Контроль за движением платежей достигается за счет целого комплекса мер, в том числе благодаря развитой отчетности.         

Единый расчетный центр – это структура, которая сохраняет и обслуживает информационный фонд, не дает ему разрушаться, восстанавливает при сбоях, управляет им в пользу собственников и пользователей информации.

            

Органами местного самоуправления:

- проводят работа с предприятиями города, где работают должники;

- перечисляют платежи за ЖКУ работников бюджетной сферы через удержание из заработной платы;

- в целях истечения сроков исковой давности подаются исковые заявления на должников;

 

Расчеты по возможному финансированию модернизации коммунальной сферы за счет инвестиционной надбавки в тарифах.

             

На основании программы модернизации и повышения энергоресурсоэффективности жилищно-коммунального комплекса Буинского района будут внесены изменения и дополнения в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Предприятиям коммунального комплекса будут выданы  технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.

Финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей района а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации  инвестиционных программы,  будет, осуществляется   исходя из:

1) оценки доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса;

2) оценки результатов реализации инвестиционной программы организации коммунального комплекса:

а) для населения района

б) для потребителей отдельных видов товаров и услуг организации коммунального комплекса на всей территории муниципального образования;

в) для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений, иных объектов.

В соответствии  с действующим законодательством при вынесении органом регулирования доступности, для потребителей коммунальных услуг, представительный орган утвердит инвестиционные надбавки к тарифу.

В целях недопущения с одной стороны социальной напряженности и  с другой стороны ухудшения состояния коммунальной инфраструктуры, величина инвестиционной надбавки к тарифу рассчитана на основании бальной системы по уровню доступности услуг - «допустимый».

 

Плановые доходы от платежей по капитальному ремонту и доходов по текущему ремонту и найму, направляющиеся на проведение капитального ремонта:

Наименование статей

Единица измерения

Сумма за период

с 2010г. по 2015г.

1

Капитальный ремонт

млн. руб

51,4

2

Средства от текущего ремонта (50%)

млн. руб

27,3

3

Средства найма

млн. руб

0,378

 

Итого

млн. руб

79,078

                 

Денежные средства, поступающие в размере 50% от «текущего ремонта» планируется направить на проведения работ, не вошедших в перечень работ по капитальному ремонту, но являющихся неотъемлемой частью  нормативной эксплуатации МКД, ремонт подъездов, восстановление асфальтового покрытия  придомовой территории и т.д.

Расчет показывает, что максимальный рост тарифов  на жилищно-коммунальные услуги с учетом  введения инвестиционной надбавки, приходится  на 2010  год и  составит   113,55 %.  

 

Рост тарифов в последующие годы  обусловлен инфляционной составляющей и имеет более плавную динамику:

 

Период действия тарифов

Стоимость ЖКУ в расчете

 на 1 кв.м.

Индекс роста

2008 год

43,98

 

2009 год

58,49

 

2010 год

66,42

113,55%

2011 год

73,06

110,0%

2012 год

80,36

110,0%

2013 год

88,39

110,0%

2014 год

97,22

110,0%

2015  год

106,94

110,0%

 

   Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг

 

В Буинском районе (в соответствии с решениями Правительства Республики Татарстан о переходе на 100% оплату ЖКУ денежными средствами) с 01.01.2005г. была введена адресная социальная защита населения через выплату в денежной форме субсидий на оплату ЖКУ. В настоящее время в Буинском районе 52% всех жителей являются получателями субсидий и льгот  на жилищно-коммунальное хозяйство. Начисление субсидий и льгот  по ЖКХ составляет  19,8% от суммы начисления за жилищно-коммунальные услуги. 

 

Динамика объемов субсидий населению

 

 Ед. изм

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Прогнозная сумма субсидий

млн. руб.

8 ,75

9,63

10,60

11,66

12,83

14,11

 

Одним из важных моментов, при реализации данной программы с целью недопущения снижения жизненного уровня населения, в рамках Республики Татарстан можно снизить пороговое значение среднемесячного совокупного дохода семьи для получения субсидий с 21% до 18%,  для реализации данного мероприятия потребуется дополнительное финансирование в размере 6,5 млн.руб. в год.

 

 Объем затрат на реализацию программы

 

Наименование мероприятия

Стоимость,

млн. рублей

 

Жилищное хозяйство

 

Окупаемые мероприятия

 

  1.  

Перевод домов на двухконтурные котлы

22,4

 

  1.  

Установка общедомовых приборов учета

0,13

 

  1.  

Установка квартирных приборов учета

5,619

 

  1.  

Утепление фасадов

74,3

 

 

Итого: (10,1%)

102,45

 

Не окупаемые мероприятия

 

  1.  

Ликвидация ветхого жилья

808,5

 

  1.  

Капитальный ремонт МКД

 

94,9

 

 

 

Итого: (89,9%)

903,4

 

 

Всего по жилищному хозяйству:

1005,85

 

Коммунальное хозяйство

 

Окупаемые мероприятия

 

1.

Модернизация теплоснабжения

46,06

2.

Управление отходами производства и потребления

88,9

3.

Модернизация водоснабжения и водоотведения

86,3

 

Итого: (53%)

221,26

Не окупаемые мероприятия

 

4.

Модернизация водоснабжения и водоотведения

193,86

 

 

Итого: (47%)

193,86

 

 

Всего по коммунальному хозяйству:

415,12

 

Всего по Программе, в т.ч.:

1420,97

 

 

окупаемые мероприятия (22,8%)

323,71

 

 

не окупаемые мероприятия (77,2%)

1097,26

 

         

Ожидаемые результаты реализации программы

 

В результате реализации Программы будут обеспечены:

- повышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания,

- надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность жизнеобеспечения города

- социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

- энерго и ресурсосбережение и как следствие сдерживание расходов населения на оплату потребленных ЖКУ.

Реализация Программы к 2015 году приведет к улучшению социально-экономических показателей Буинского района. Многоквартирные дома будут обеспечены всеми видами благоустройства, предоставление жилищных и коммунальных услуг будут соответствовать нормативному качеству.

Будут достигнуты следующие показатели:

1.Площадь многоквартирных домов с физическим износом от 30% до 65% (нуждающихся в капитальном ремонте) – тыс.кв.метров

2011 год – 59,70   

2015 год –  норматив (4-5% объемов жилищного фонда)

2.Доля многоквартиных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды, тепла.

2009 год – 76%

2010 год – 94%

2011 год – 100%

2012 год – 100%

3.Доля населения в оплате стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (с учетом ликвидации недоремонта), %  

2009 год – 3,95

2010 год – 35

2011 год – 39

2012 год – 44

2013 год – 51

2014 год – 75

2015 год – 100

4.   Удельное водопотребление на 1 человека в сутки, литров ( % к 2008 году)

2009 год – 99

2010 год -  94

2013 год – 87

5.   Количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения, ед/км.

2009 год - 0,1

2010 год – 0,09

2013 год – 0,08

2015 год – 0,06

6.   Доля расходов на ЖКУ от среднедушевого доход , %

2009 год – 10,2

2010 год – 10,2

2013 год – 12,9

2015 год – 12,8

7.    Доля семей, получающих субсидии на жилищно-коммунальные услуги, тыс.семей

2010 год – 2,0

2011 год – 2,2

2012 год – 2,35

2013 год – 2,76

2014 год – 2,94

2015 год – 3,12

 

Объем затрат на реализацию программы

 

Наименование мероприятия

Стоимость,

млн. рублей

Жилищное хозяйство

Окупаемые мероприятия

  1.  

Перевод домов на двухконтурные котлы

22,4

  1.  

Установка общедомовых приборов учета

0,13

  1.  

Установка внутриквартирных приборов учета

5,619

  1.  

Утепление фасадов

74,3

 

Итого: (10,1%)

102,45

Не окупаемые мероприятия

  1.  

Ликвидация ветхого жилья

808,5

  1.  

Капитальный ремонт МКД

 

94,9

 

 

Итого: (89,9%)

903,4

 

 

Всего по жилищному хозяйству:

1005,85

Коммунальное хозяйство

Окупаемые мероприятия

  1.  

Модернизация теплоснабжения

46,06

  1.  

Управление отходами производства и потребления

88,9

  1.  

Модернизация водоснабжения и водоотведения

86,3

 

Итого: (53%)

221,26

Не окупаемые мероприятия

  1.  

Модернизация водоснабжения и водоотведения

193,86

 

Итого: (47%)

193,86

 

Всего по коммунальному хозяйству:

415,12

Всего по Программе, в т.ч.:

1420,97

 

окупаемые мероприятия (22,8%)

323,71

 

не окупаемые мероприятия (77,2%)

1097,26

 

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International